Можно ли самозанятому иметь банковский расчетный счет
В конце 2016 года Президент Российской Федерации отметил необходимость повышения качества ведения предпринимательских дел и определения статуса самозанятых граждан. 27 ноября этого года был подписан законопроект, где четко освещается, что нужно сделать, чтобы встать на учет в налоговой, создать расчетный счет для самозанятых граждан, когда можно перейти на специальный режим и какова длительность льготного налогового периода.
Содержание
- Кем являются самозанятые граждане
- Чем отличаются самозанятые от индивидуальных предпринимателей
- Оформление патента
- Закон о самозанятых
- Постановка в налоговый учет
- От каких налогов самозанятые освобождены
- Кому не разрешается переходить в спецрежим
- Виды штрафов для самозанятых
- Нужно ли открывать расчетный счет в банке
Кем являются самозанятые граждане
Самозанятые – это та категория людей, которая занимается трудовой деятельностью самостоятельно, без оформления в качестве ИП и закрепления за вакантной должностью. Работа их направлена на систематическое получение прибыли путем предоставления услуг физическим лицам без посредников. На данный момент в официальном списке числятся граждане, осуществляющие следующие виды трудовой деятельности:
- Уборка жилых помещений.
- Предоставление услуг няни.
- Уход на пожилыми или нуждающимися людьми.
- Репетиторство.
Чем отличаются самозанятые от индивидуальных предпринимателей
По предположениям представителей Правительства РФ, самозанятыми считаются люди, которые по каким-либо личным причинам не желают регистрировать на свое имя ИП. И в отличие от них, люди с самозанятостью не могут нанять дополнительных сотрудников и заключать с ними трудовой договор на законной основе. В дополнение, граждане из этой категории не платят налоги и не ведут учет доходов.
Оформление патента
В 2017 году утвердили законопроект о необходимости оформления патента самозанятым. При таком случае исключается надобность регистрации человека в качестве индивидуального предпринимателя. Средняя стоимость документа составляет примерно 20 000 рублей за календарный год. Отдельные регионы могут устанавливать порядок уплаты стоимости патента и страховых взносов по своему усмотрению.
Закон о самозанятых
27 ноября 2018 года Президентом Российской Федерации был подписан пакет законов, предлагающих введение специального режима для самозанятых граждан. При подобной ситуации люди из этой категории смогут заниматься некоторыми видами трудовой деятельности, в которых прибыль облагается «профессиональным» налогом без надобности регистрации ИП на собственное имя. Перейти на спецрежим возможно для граждан, проживающих на территории Московской области, в том числе города Москвы, Калужской области, Республики Татарстан.
Постановка в налоговый учет
Стать участником специальной программы можно только после регистрации гражданина в качестве плательщика налогов на профессиональный доход. Для этого придется пройти через следующие этапы:
- Отправить заявление о постановки на учет, копии паспорта и фотографию в формате 3х4 в отделение налогового комитета. Предоставление ксерокопии удостоверяющего документа и фотокарточки не требуется, если у человека имеется доступ в персональный кабинет налогоплательщика.
- Установить мобильное приложение «Мой налог» и дождаться соответствующего уведомления. Если сотрудники банка выявили некоторые нарушения, несоответствия или противоречия, заявителю поступит отказ.
От каких налогов самозанятые освобождены
По правилам, при оформлении патента или принятии специального режима граждане могут освободиться от уплаты некоторых видов налогов:
- Налог на профессиональный доход.
- НДС.
- Страховые взносы.
Кому не разрешается переходить в спецрежим
В законе также учитываются категории людей, которым по следующим причинам не разрешается переходить в специальный режим:
- Реализация товаров, подлежащих обязательной маркировке или подакциозного типа
- Перепродажа прав на имущество. Исключение составляет недвижимость, используемая для домашних, личных или прочих подобных нужд.
- Добыча и/или реализация полезных ископаемых.
- Наличие работников, с которыми человек заключил трудовое соглашение.
- Осуществление предпринимательской деятельности, направленной на подавление нужд других лиц, за исключением агентов, курьеров и т. д.
- Применение других режимов налогообложения или организация предпринимательской деятельности, прибыль от которой подлежит обложению по НДФЛ.
- Превышение за текущий год отметки доходов в 2,4 млн. рублей.
Виды штрафов для самозанятых
Отдельные виды штрафов назначаются самозанятым при случаях, когда не были своевременно уплачены налогов на профессиональный доход. Размер денежного взыскания составляет точную сумму от той прибыли, которую самозанятый гражданин получает за месяц.
За нарушение сроков или порядков оформления чеков при проведении расчетов объем штрафных санкций будет равен 20 процентам от общей суммы чека. Если нарушение было произведено повторно в течение шести месяцев, тогда сумма будет увеличена до той суммы, на которую формировался чек.
Нужно ли открывать расчетный счет в банке
Некоторые самозанятые желают открыть расчетный счет в банке для расширения своих возможностей и хранения денежных средств в одной точке. Но стоит ли иметь персональный счет в банке – вопрос спорный.
Законодательные органы не обсуждали этот вопрос и не принимали никаких мер. Соответственно, самозанятым лицам не нужно обязательно открывать на свое имя расчетный счет. Данная мера несет только рекомендательный характер, поэтому итоговое решение зависит только от нужд гражданина. Процедура регистрации персональной банковской ячейки может понадобиться только в нескольких ситуациях:
- Проведение безналичных транзакций на суммы, превышающие отметку в 100 000 рублей.
- Внесение платежей в Пенсионный Фонд Российской Федерации.
- Ведение налоговой отчетности.
- Оплата потребительских нужд.
Как зарегистрировать собственный расчетный счет в банке
Самозанятые в 2023 году могут открыть счет в банках, однако, число их достаточно ограничено. Но если учреждение, предоставляющее выгодные условия самозанятым, было найдено, придется провести следующие действия:
- Выбрать оптимальную программу, которая больше всего подойдет гражданину в его ситуации.
- Посмотреть на официальном сайте, обратиться к сотруднику в банке или позвонить по номеру горячей линии для получения списка необходимых документов. Этот перечень может значительно отличаться и дополняться в разных учреждениях.
- Поехать в ближайшее отделение финансового учреждения или открыть специальный раздел сайта для оформления необходимой заявки.
- В назначенный день приехать в банк на процедуру пересмотра пакета предоставленных документов.
- Заполнить соответствующие договоры, поставить подписи, оформить сделку на обслуживание и оплатить установленную пошлину.
После правильного выполнения всех вышеперечисленных действий на имя клиента открывается новая банковская ячейка для коммерческих целей.
В список документов, которые нужно представить банку, входят:
- Паспорт гражданина Российской Федерации.
- Ксерокопия и оригинал ИНН.
- Заявление о переходе на патентную систему налогообложения.
Плюсы и минусы открытия расчетного счета
Перед тем как начинать искать банк для самозанятых с выгодными условиями, лучше рассмотреть все возможные преимущества и недостатки этого метода. В числе основных положительных качеств можно отметить:
- Упрощение процедуры перевода денежных средств. В данном случае имеются ввиду коммерческие цели, так как обычный лицевой счет может не подойти.
- Отсутствие дополнительных проблем с налогами. Иногда могут возникать случаи, когда приходится доказывать проверяющим органам то, что поступления на лицевой счет не приходят от предпринимательской деятельности. Использование персонального счета в банке для данной группы является нарушением Гражданского кодекса Российской Федерации. Банк при таких ситуациях вправе разорвать договор, предварительно перед этим выслав предупредительное письмо с необходимостью регистрации отдельного расчетного счета.
- Исключение риска попадания под контроль службы Росфинмониторинг. Организация может просто заморозить личный счет без выяснения обстоятельств.
Среди минусов, имеющихся в этой сфере, можно выделить следующие явные качества:
- Необходимость посещения банка в обязательном порядке, оплаты государственной пошлины и предоставления пакета документов.
- Оплата услуг инкассаторов в процессе сдачи налогов в банке.
- Введение лимита перевода наличных на кассе.
Открывая расчетный счет, клиенты, относящиеся к самозанятой категории, получают дополнительные возможности, которые обычной картой невозможно получить. Но прежде чем идти в банк и начинать регистрацию нужно как следует взвесить все за и против.