Может ли таксист быть самозанятым гражданином
На обывательском уровне таксисты, которые занимаются частным извозом пассажиров, относятся к категории самозанятых граждан. Они не имеют работодателя, получают систематический доход и не платят с прибыли налогов. С рассмотрением и принятием нового закона о самозанятости, который вступил в силу с 1 января 2019 года, встал вопрос, смогут ли самозанятые таксисты встать на официальный учет в налоговой инспекции. Данный вопрос имеет особые нюансы, которые требуют детального рассмотрения, чтобы окончательно ответить на этот вопрос.
Как работает бизнес в сфере такси
Услуга такси широко востребована населением, и государство с легальными компаниями не в силах удовлетворить запросы общества. На сегодняшний день существуют несколько общероссийских сервисов по предоставлению данного вида услуг, но этого недостаточно. Многие таксисты, которых часто называют «бомбилами», занимаются перевозкой пассажиров без какой-либо регистрации. Вопрос легализации их деятельности остается открытым. Хотя в данном секторе рынка давно пытаются уладить положение вещей, и достигнуты уже хорошие результаты. На сегодняшний день в сфере такси работают по следующим схемам:
- Водители устраиваются на официальную работу в зарегистрированные компании. Им предоставляется автомобиль и все условия работы, заключается договор. В качестве оплаты водитель забирает часть прибыли. Данная схема работы не очень выгодна, поэтому многие не спешат пользоваться ею.
- Таксование на собственном автомобиле (не возбраняется брать автомобиль и в аренду, но под личную ответственность). По этой схеме водитель с личным автомобилем регистрируется в определенной конторе и получает заказы от компании. Основной заработок он оставляет себе, а организатору отдает небольшую комиссию.
- Онлайн-сервисы. Рынком на сегодняшний день правит такой гигант, как Яндекс Такси. В силу широких возможностей, эта компания способна организовать легализацию работу таксистов, и тем, кто работает на Яндекс, можно не беспокоиться.
- Всенародный сервис бла-бла-кар также дает возможность шоферу заработать. Несмотря на то что изначально цель данного ресурса – помочь сэкономить на бензине во время путешествий путем подвоза попутчиков, многие таксисты стали использовать его для личных заработков.
- Бомбилы, которые работают единолично, вынуждены самостоятельно искать клиентов. Они обычно ведут настоящую «охоту» на клиентов около вокзалов, аэропортов, в ночное время, в туристических зонах, предлагая свои услуги по завышенным ценам.
Вопрос легализации деятельности таксистов остро стоит относительно граждан, которых можно отнести к последним двум категориям.
Почему важно легализовать деятельность таксистов
Сфера перевозки пассажиров связана с человеческими жизнями, поэтому требует пристального контроля. Чтобы обеспечить безопасность, транспортное средство должно находиться в надлежащем техническом состоянии, водитель должен соответствовать нормам физического и психического здоровья, должен быть трезвым. Ответственность за такие моменты при частном извозе никто не несет. Люди, сев в машину к первому попавшему человеку, доверяют свою жизнь незнакомцу и рискуют не только здоровьем и деньгами, но и жизнью. Бизнес на частной перевозке пассажиров давно попал под внимание госорганов, поскольку в этой сфере крутятся большие деньги, ради которых люди готовы на многое. В последнее время вызывают беспокойство такие моменты:
- В борьбе за клиентов и ведя конкуренцию, таксисты не особо заботятся о самих пассажирах. В погоне за скоростью и деньгами нарушаются правила дорожного движения и принципы общечеловеческой морали. Водители не стесняются в выражениях, устраивают разборки между собой при клиентах.
- Частные бомбилы и вовсе открыто могут угрожать и принуждать пассажиров ехать с ними. Над ними нет контроля, они чувствуют полную свободу и контроль над ситуацией.
- Частные извозчики в определенных ситуациях необоснованно завышают цены, не оставляя клиенту выбора. Их расценки никак и никем не контролируются.
- Ехать с незнакомым человеком с улицы – просто опасно. Вас могут обокрасть или иным образом подвергнуть жизнь насилию и опасности.
- Такие водители ни за что не отвечают: не за ценные вещи, которые забыты в салоне и автомобиля, ни за ваш комфорт, ни за вашу жизнь и здоровье в случае возникновения ДТП.
Поэтому связываясь с частными извозчиками, каждый человек должен нести ответственность за себя сам и четко понимать риски. И если работу водителей, которые работают через городские компании и сервисы, можно хоть как-то контролировать, то частники не поддаются никакому контролю.
Может ли таксист зарегистрироваться как самозанятый
В мире много вполне ответственных и культурных водителей такси, которые добросовестно относятся к своей работе. И вопрос легализации кроется не в том, чтобы обеспечить ответственность перевозчиков, а в том, чтобы вывести их доходы из «тени» и дать возможность заниматься извозом на законных основаниях.
По определению таксисты подходят под все требования закона о самозанятости: они не имеют работодателя, не нанимают работников, оказывают личную услугу, получают систематический доход. Поэтому на обывательском уровне их относят к самозанятым гражданам.
Однако если глубже копнуть законы, то увидим два пункта:
- Федеральный закон №69-ФЗ от 21.04. 2011 гласит, что частной перевозкой пассажиров и багажа можно заниматься только на основании лицензии, то есть специального разрешения, выданного уполномоченным органом (ст. 9 ч. 1). А в лицензии должны указываться данные зарегистрированного ИП или ООО (согласно п.2 ч. 1 ст. 9 данного закона).
- Закон о самозанятых в пункте 6 статьи 2 гласит о том, что специальный налоговый режим с уплатой налогов на профессиональный доход можно применять при ведении разрешенной деятельности без регистрации ИП, за исключением видов деятельности, которые требуют по закону обязательной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
Из вышеописанного можно сделать вывод о том, что для законной деятельности частному таксисту необходимо обязательно оформиться как ИП, а такие предприниматели не могут применять специальный налоговый режим.
В данном случае возникает вопрос, как же им легализовать свою деятельность, ведь для оформления в качестве ИП многие не имеют достаточных доходов, да и сама процедура ведения бизнеса в качестве ИП имеет свои сложности в регулярном предоставлении отчетов, использования онлайн-касс, подаче деклараций.
Поскольку схем для упрощенной легализации деятельности извозчиков на такси не существует, эта категория населения действует следующим образом:
- Вступает в ряды таксистов, которые работают на крупные компании через известные сервисы. В данном случае легализация – это уже не его головная боль. Крупные сервисы имеют свои каналы и программы, которые позволяют иметь официальный источник доходов частным перевозчикам с уплатой либо НДФЛ, либо комиссий организатору.
- Продолжает работать без регистрации на свой риск и страх, так как это является незаконным предпринимательством. Однако, таких водителей очень сложно выявлять, поскольку деньги они получают на руки, а доказать, что они везли клиентов, а не родных или друзей, на практике довольно сложно.
При существующем положении, когда таксисту нужно оформлять ИП, чтобы вести законную деятельность, проблема незаконного частного извоза не может быть решена. Никто не захочет свалить на себя столько проблем, проще заплатить штраф в 2000 рублей в случае выявления незаконного предпринимательства. И то риск наступления такого случая минимален, поскольку на данном секторе рынка процветает коррупция, и все работают под прикрытием вышестоящих органов. Государство не в состоянии бороться с таким положением вещей, но и не предлагает реальных путей решения проблемы. Поэтому часть будет работать через крупных организаторов, а остальная часть так и останется в тени, потому что водители такси быть самозанятыми и официально встать на учет не могут.
Значить в Федеральный закон №69-ФЗ от 21.04. 2011, (ст. 9 ч. 1) наряду с ООО и ИП необходимо вводить САМОЗАНЯТЫХ, а самозанятым для учета доходов нужно иметь кассу, в льготный период достаточно платежный терминал, техосмотр, страхованиеи пассажиров по числу посадочных мест и лицензию. Это сравнительно небольшие расходы для начала работы, которая позволят заработать в год до 2000000 рублей, и заплатить государству до 80000 рублей налога и если они пойдут в местный бюджет, то это будет существенная сумма для республик и областей.
Выявить незаконного предпринимателя и оштрафовать его очень легко.
Рецепт: берется налоговый орган, берется отдел который занимается рейдами (не помню какой), берутся лица которые готовы помочь налоговому органу, да и за просто так, кто же это будет ? А практиканты которые пришли в налоговый орган (собсна я когда-то)
Все это смешивается, взбалтывается и в печь на 10 минут, после того, как это масса затвердеет, это будет уже называть РЕЙД.
Рейд в рамкой данной процедуры это ничто иное как контрольная закупка. Ах да я забыл упомянуть сотрудников ГИБДД, он здесь тоже будет есстесно.
Крошим сотрудника ГИБДД на нашу затвердевшую массу и получаем оштрафованного незаконного ИП
Так вот, о чем это я. Рейд. НУ короче, практикант заказывает такси до определенного адреса, по которому его будут уже поджидать сотрудник ГИБДД и сотрудник налогового органа, там они его останавливают и тут начинается самое интересно, начинают – его пиздить сука за то что без регистрации (зачеркнуто) – кхм… кхм… проверяют регистрацию, скорее всего он не ИП, по-этому выписывают штраф.
Я так будучи практикантом поймал одного таксиста азербайджанца, жалко его было честно, грустные глаза были, но я не мог отказать сотруднику налогового органа будучи практикантом.
Они мне еще благодарность от ГИБДД обещали, но так и ничего не дали.