Нужно ли самозанятому заключать договор при оказании услуг
Недавние изменения в законодательстве, касающиеся легализации самозанятости, вызвали больше вопросов, чем ответов: кто относится к данным гражданам, какие виды работ попадают под действие закона, выгодно ли выводить микробизнес из тени. Один из вопросов, на который ищут ответ граждане, работающие на себя и корпоративные организации, имеющие намерение работать с данной категорией лиц, – требуется ли заключение договора с самозанятым гражданином. Для внесения ясности в эту тему, следует для начала разобраться со статусом самозанятых, особенностями их налогообложения и ведения финансовой отчетности.
Кто относится к самозанятым
К самозанятым лицам законы, действующие на территории Российской Федерации, относят следующую категорию лиц:
- индивидуальные предприниматели (не все!);
- частнопрактикующие лица (оценщики, адвокаты и т. д.);
- лица, работающие на себя (репетиторы, няни, занимающиеся кустарным производством, выпасом скота и т. д.).
В этом перечне не определен статус фрилансеров – лиц, работающих удаленно через интернет. Пока практика отнесения представителей фриланса к самозанятым такова: те, кто работает без трудового договора с работодателем, могут быть отнесены к самозанятым. Если трудовой договор оформлен, то фрилансер должен иметь статус ИП. Хотя закон не запрещает ему быть в данной ситуации наемным работником.
Для ИП и лиц, занимающихся частной практикой, законодательством установлены четкие и определенные правила финансовой отчетности, налогообложения и перечисления взносов в страховые фонды, в том числе и в Пенсионный Фонд России. Лица, относящиеся к последнему разделу списка, до 2018 года оставались вне правового поля и не были охвачены пенсионным, медицинским и прочими видами социального обеспечения.
В ближайшее время уточнения определения ожидать не стоит, поэтому к данной категории надо относить тех граждан, кто работает не по трудовому договору и не использует наемной рабочей силы. Поэтому отнесение сюда ИП достаточно условно – не каждый из индивидуальных предпринимателей может попасть под данное определение.
Начиная с 2018 года, в четырех регионах России проводится эксперимент, смысл которого предложить этим гражданам условия, при которых им будет выгодно выводить свой микробизнес в поле легальной деятельности и получить возможность платить налоги и пользоваться услугами системы социального страхования.
На сегодняшний день официально определено всего три вида деятельности, попадающих под условия нового закона:
- репетиторство (обучение на дому);
- уход за лицами, нуждающимися в постоянном присмотре (дети, инвалиды, граждане старше 80 лет и т. д.) или обеспечение других подобных нужд;
- клининг жилых помещений, домоводство, помощь по хозяйству.
В дальнейшем перечень будет расширяться, в том числе за счет предоставления права субъектам Федерации корректировать этот список исходя из местных условий. Тем же гражданам, чья деятельность не попадет в этот перечень, придется регистрироваться в качестве ИП и оплачивать подоходный налог на основаниях, установленных для индивидуальных предпринимателей. Следует помнить, что данная категория трудящихся выведена из-под действия Трудового Кодекса РФ, так для них обеспечить выполнение его требований невозможно.
Предварительные итоги легализации микробизнеса
Насколько сработают стимулирующие меры по легализации доходов лиц, работающих на себя, покажет время. На сегодняшний день итоги не вселяют оптимизма. На 2018 год даже были объявлены налоговые каникулы для тех, кто зарегистрирует свой микробизнес, – в течение этого года налоги можно было не платить. То есть, регистрация носит чисто уведомительный характер. Количество зарегистрировавшихся самозанятых не превысило 2000 человек. Есть основания предполагать, что большая часть из них – ИП, осуществившие снятие с учета в данном качестве и перерегистрировавшие свой бизнес для уменьшения налогообложения. Поэтому Правительство РФ приняло решение о продлении каникул для самозанятых и на 2023 год. По окончании льготного периода самозанятым гражданам предстоит сделать выбор: зарегистрироваться и платить налоги либо прекратить свою деятельность. За нарушение предусмотрены денежные штрафы. Это даст определенный результат.
На сегодняшний день существует несколько факторов, сдерживающих легализацию микробизнеса:
- Определенное недоверие части населения к любым решениям государственных органов.
- Недостаточность мер стимулирования, предпринимаемых государством.
- Возможность регистрации только через интернет – личный кабинет на веб-ресурсе ФНС или через приложение “Мой налог”. Нелегко представить человека, занимающегося, к примеру, выпасом скота или другим подобным видом труда, за регистрацией своей деятельности с помощью смартфона.
Существуют и другие причины, дающие некоторым экспертам и аналитикам основания говорить о том, что программа вывода самозанятых из тени провалилась.
Особенности ведения финансовой отчетности и налогообложения
У самозанятых граждан (в том числе, у индивидуальных предпринимателей, попадающих под это определение) существуют определенные правила ведения финансовой отчетности.
Так, ИП обязаны иметь контрольно-кассовое оборудование, отправляющее фискальные чеки непосредственно в налоговые органы. Эта категория граждан оплачивает налоги по выбранной ими системе и оплачивает страховые взносы пенсионного и медицинского страхования. При отсутствии деятельности (и, соответственно, отсутствии дохода) подоходный налог с них не взимается, но страховые взносы в Пенсионный фонд они перечислять обязаны.
Другое дело самозанятые граждане, попадающие под действие эксперимента по легализации доходов, проводящемся в четырех регионах Российской Федерации (после 2020 года к эксперименту могут подключиться и другие регионы РФ):
- Москве.
- Московской области.
- Республике Татарстан.
- Калужской области.
Им никакие онлайн-кассы покупать и подключать не надо. Более того, Налоговый Кодекс не предписывает им ведения никакой отчетности вообще. Но выдавать контрольно-кассовые чеки таким гражданам все-таки придется. Этот чек формируется специальным приложением, разработанным по заказу и техническому заданию ФНС РФ, и отправляется на электронную почту клиента, а также в соответствующие органы. В итоге ежемесячно формируется сумма платежа, подлежащего перечислению в качестве налога от дохода на профессиональную деятельность. Для такого вида сбора введен термин – налог на профессиональную деятельность (НПД). Самозанятой гражданин оплачивает:
- 4% при оказании услуг физическим лицам.
- 6% при работе с юрлицами.
Об этом содержится информация в выдаваемом чеке. Такие данные необходимы заказчикам – юридическим лицам, потому что для них законом предусмотрена льгота, поощряющая работу с микробизнесом и стимулирующая выход самозанятых из теневого сектора: выплаты по такому чеку, не облагаются страховыми взносами.
От обязательных страховых платежей в Пенсионный Фонд на сегодняшний момент самозанятые освобождены, поэтому вопрос их пенсионного обеспечения целиком и полностью находится под их личной ответственностью.
Другой предполагаемый вариант налогообложения – покупка патента. Здесь имеется прямая аналогия с патентной системой для ИП. Порядок оплаты должен быть определен на федеральном уровне. Стоимость патента должна определяться субъектами Федерации самостоятельно, но не превышать 20 000 рублей в год. В случае введения патентной системы, часть платежа будет переводиться в ПФР в качестве обязательного страхового взноса, и таким образом представитель микробизнеса сможет претендовать на страховую пенсию.
При любой выбранной форме налогообложения никакой отчетности самозанятые не готовят, никаких деклараций в государственные органы РФ не подают.
Нужно ли заключать договор самозанятым
Для осуществления финансовой отчетности, самозанятым гражданам необязательно подписывать соглашение вступления в гражданско-правовые отношения с заказчиком их услуг. В законе не содержится требований об обязательности оформления договора гражданско-правового характера в письменном виде и не содержится обязательной формы подобного документа. Возможны ситуации, когда наличие заключенного договора может помочь разрешить конфликтную ситуацию при осуществлении предпринимательской деятельности, доказать правомерность наличия отношений.
Значение заключения договора для исполнителя
В качестве примера можно привести потенциальное противоречие при оплате, если клиент недоволен качеством услуг. Или недобросовестный заказчик может отказаться от оплаты после оказания услуг, тогда бремя доказательства выполнения работ ляжет на плечи исполнителя. Теоретически возможна ситуация, когда конфликт возник на территории потребителя услуг, при вызове полиции потребуется предоставить подтверждение оснований нахождения на его жилплощади. А репетиторы оказывают услуги несовершеннолетним лицам, плательщиками выступают родители ученика. На оказание услуг гражданам, не достигшим порога совершеннолетия, по закону необходимо согласие его родителей. Лучше, чтобы договор подписали совершеннолетние представители ребенка.
Эти моменты на уровне устных договоренностей действуют лишь до момента столкновения интересов. А в договоре все эти нюансы можно (да и нужно) прописать. Все подобные ситуации предусмотреть заранее невозможно. Поэтому подписание договора даже в произвольной форме может уберечь стороны от неприятностей. Если дело дойдет до судебного разбирательства, наличие договора на выполнение работ будет иметь весомое значение для исхода процесса. В договоре следует прописать порядок оказания услуг, требования к услугам, обязанности заказчика и исполнителя, стоимость работ и порядок оплаты.
Значение заключения договора для заказчика
У данного вопроса имеется и еще одна сторона. Фискальные органы могут трактовать устные договоренности не в пользу заказчика, переквалифицировав хозяйственные операции в другую категорию, подлежащую другим видам налогообложения, более жестким. Чаще всего, квалификация устного договора может быть изменена в пользу трудового договора.
Во избежание изменения квалификации договора, даже заключенного в письменном виде, при его составлении следует обязательно упомянуть о статусе самозанятого гражданина.
В связи со льготным налогообложением лиц, занимающихся микробизнесом, у работодателей появляется соблазн перевести штатных сотрудников в категорию самозанятых с постановкой на учет в ФНС и заключить с ними соответствующие соглашения. Однако законодатели предусмотрели эту лазейку, и запретили заключать соглашения с самозанятыми лицами ранее, чем через два года после их увольнения с предприятия. Поэтому этот путь ухода от налогов изначально оказался закрытым. Но на сотрудников, вновь принимаемых на работу, такие ограничения и запреты не накладываются, и с ними не возбраняется заключать договоры на выполнение определенных работ, как с зарегистрированными представителями микробизнеса.
При заключении договора гражданско-правового характера следует избегать опасных формулировок, которые могут привлечь внимание фискальных органов и повлечь за собой переквалификацию договора, а следом – дополнительные налоговые начисления и административную ответственность. Не стоит именовать самозанятое лицо Стороной договора. Лучше называть его Исполнителем.