Нужен ли самозанятым кассовый аппарат в 2019 году

В последние годы активно обсуждаются особенности деятельности самозанятых граждан. Это понятие объединяет людей, работающих индивидуально и не нанимающих сотрудников. Они не относятся к категории индивидуальных предпринимателей и не платят налоги на общих принципах. В связи с регулярными корректировками законодательства многих из них интересует, нужна ли онлайн-касса самозанятым гражданам.

Поддерживаете ли вы закон о самозанятых в России?
ДаНет

Кассовый аппарат для самозанятых

Самозанятость: понятие и особенности

В нормативных актах нет четкого перечня специальностей, которые считаются самозанятостью. Объясняется это очень просто. В число профессий, подходящих под данную категорию, входят художники, фотографы, журналисты, копирайтеры и многие другие специализации. Представители каждой профессии могут работать как на условиях самозанятости, так и с официальным оформлением в соответствующей организации.

Понятие самозанятости все еще находится в стадии разработки, но определяющим параметром служит осуществление деятельности исключительно собственными усилиями. Самозанятый человек не вправе нанимать персонал.

Репетиторы, уборщики помещений жилого назначения, а также люди, осуществляющие уход за лицами, которые в этом нуждаются, получили возможность официального оформления в качестве самозанятых. До окончания 2018-го им были предоставлены «налоговые каникулы» – период, на который их освободили от выплаты налогов. После этого им следует зарегистрировать ИП либо прекратить свою работу.

Нюансы патентной программы

Людям, официально прошедшим регистрацию в качестве самозанятых, предоставляется право использования патентной системы налогообложения. Для этого следует:

  1. Составить заявление.
  2. Приложить паспорт и ИНН.
  3. Передать документацию в ФНС.
  4. Внести плату.
  5. Получить соответствующую бумагу.

Патент предусматривает определение территории, на которой разрешено осуществление деятельности.

Составить заявление на патентную систему

Получение патента возможно при ежегодном доходе до 1 млн. рублей, отсутствии наемных работников и совпадении реального вида деятельности с указанным в документе. Налоговики могут потребовать документального подтверждения отсутствия регистрации в качестве ИП. Срок действия патента ограничивается, он не может превышать 1 года.

На время нахождения на больничном самозанятый человек может приостановить налоговые выплаты. Для этого необходимо предоставить подтверждение в виде медсправки.

Патентная система имеет определенные преимущества и для самих самозанятых, и для государства. Плюсы заключаются в:

  1. Льготах при легализации деятельности, осуществляемой самостоятельно.
  2. Минимальном налогообложении.
  3. Получении статуса, аналогичного ИП.
  4. Вывода из тени людей, работающих нелегально.
  5. Наполнении госбюджета и всевозможных фондов.
  6. Сокращении численности получателей пособий в связи с безработицей.

Патентная система имеет преимущества

Вместе с тем самозанятые лица должны платить налоги после соответствующей регистрации. А их доходы остаются минимальными.

Принимая решение об оформлении в качестве индивидуального предпринимателя или работе на базе патента, следует ориентироваться на объемы деятельности. Если доходы превышают 1 млн. рублей и есть необходимость в найме хотя бы одного работника, придется легализоваться как ИП. Этот вариант подходит и для ведения деятельности по ряду направлениям, в то время как по патенту предусмотрено всего несколько видов деятельности.

Различия между ИП и самозанятостью заключаются в необходимости сдачи отчетности в первом случае и отсутствии таких хлопот во втором. Самозанятым не нужно вести книгу доходов и трат в отличие от предпринимателей. Есть также отличия, касающиеся применения онлайн-кассы.

Принципы функционирования онлайн-кассы

Для начала следует прояснить, что представляют собой онлайн-кассы и как они работают. Такие устройства:

  1. Распечатывают на чеках ссылки и qr-коды.
  2. Направляют копии чека покупателю и в ОФД.
  3. Обладают фискальным накопителем, который встраивается в корпус.
  4. Обеспечивают взаимодействие с ОФД.

Существует возможность установки новой кассы либо доработки некоторых модификаций старого оборудования.

Работающая онлайн касса

В 2018 году использование онлайн кассы для самозанятых граждан не предполагалось. Соответствующий законодательный акт не содержал упоминания о таких людях. Не существовало и алгоритма постановки оборудования на учет в ФНС.

Нововведения с 2019 года

Однако в 2019 году планируется внедрить особое приложение для мобильных гаджетов, позволяющее самозанятым вставать на учет в ФНС. С помощью такой программы будут выдаваться электронные чеки без установки дорогостоящих касс. Правда, такой подход предполагается реализовать только в четырех регионах страны. Если он окажется успешным, то впоследствии будет распространен и на другие области.

Самозанятым гражданам и предпринимателям необходимо учитывать следующие нюансы:

  1. Законодательством определены виды деятельности, при ведении которых не нужно применять ККТ.
  2. Покупатель товаров или услуг вправе требовать чек на бумажном носителе либо в электронном виде, даже если предприниматель не располагает кассовой техникой.
  3. Отсрочки в приобретении ККМ – это право, а не обязанность.
  4. ИП, получившие право на отсрочку из-за отсутствия работников, должны установить кассу сразу после заключения первого же договора с нанятым сотрудником.

Таким образом, самозанятый предприниматель может по своему желанию установить онлайн-кассу, чтобы упростить ведение бухучета и бизнеса.

Самозанятый предприниматель

Большинство предпринимателей уже используют онлайн-кассы, но некоторым категориям была предоставлена отсрочка вплоть до июля 2018 года. Купить кассовый аппарат для самозанятых придется:

  1. ИП, работающим по ЕНВД по определенным направлениям и планирующим нанимать сотрудников.
  2. Владельцам вендингового бизнеса.
  3. Самозанятым на ПСН, планирующим прием сотрудников.

Эти нормы распространяются в основном на розничную торговлю пищевой продукцией, сферу общепита. Такое внимание к данным направлениям связано с риском для здоровья потребителей и необходимостью предоставления чековой документации.

Однако ряду мелких предпринимателей предоставлена возможность не пользоваться ККТ до июля 2019 года. Это касается направлений деятельности, допустимых при патентах и едином налоге.

Возмещение трат на ККТ

Для стимулирования самозанятых к приобретению и применению онлайн-касс государство предлагает специальный налоговый вычет. Предельный размер компенсации установлен на уровне 18 000 рублей. Для получения такого возврата нужно зарегистрировать ККТ до завершения периода отсрочки, предусмотренной в каждом конкретном случае.

Государство предлагает налоговый вычет

Компенсация производится в отношении:

  1. Покупки ККТ.
  2. Обновления существующего оборудования.
  3. Работ по установке.
  4. Каждой ККТ, зарегистрированной в персональном кабинете плательщика налогов.

Возмещение выплачивается ежемесячно либо поквартально в размере до половины стандартной налоговой выплаты вплоть до полного закрытия необходимой суммы.

Выбор кассового оборудования

Перед покупкой онлайн-кассы следует выбрать подходящий вариант. Существует три категории такой техники:

  1. Автономные устройства старого образца, получившие доработки в виде установки фискального накопителя и модуля, обеспечивающего интернет-связь. Они отличаются доступной стоимостью, но не позволяют автоматизировать работу.
  2. Смарт-терминал предназначен для ведения кассовых операций и товароучета в автоматическом режиме. С их помощью можно работать с масштабной базой данных по товарам, планировать и реализовывать программы лояльности, акции, специальные бизнес-стратегии.
  3. Фискальный регистратор – обеспечивает только печать чековых документов, не имеет клавиатуры и дисплея. Такой аппарат может работать в POS-сети.

Руководствоваться нужно удобством каждого устройства для конкретных условий работы и возможности автоматизации действий оператора.

Алгоритм перехода на новые ККТ

Порядок перехода на онлайн-кассы для самозанятых аналогичен алгоритму, применяемому организациями и ИП. Прежде всего, следует выбрать оборудование, а затем заключить соглашение на обслуживание с оператором фискальных данных. Для этого достаточно принять оферту на сайте, ехать в отделение не придется. ОФД выполняет функции приема БСО и кассовых чеков от абонента, их хранения и передачи в налоговую службу.

Далее предусмотрены следующие действия:

  1. Заполнение заявки на постановку ККТ на учет.
  2. Подача документации в инспекцию лично или через интернет.
  3. Получение регистрационного номера кассы из ФНС (в течение суток после подачи бумаг).
  4. Внесение в фискальный накопитель полученного номера, названия субъекта предпринимательства, сведений о кассовом оборудовании.
  5. Формирование регистрационного отчета и отправка его налоговикам (в течение суток).

Через 5 рабочих дней после отправки документации налоговая служба должна выдать специальную карточку, подтверждающую регистрацию онлайн-кассы. Получить ее можно в электронном или бумажном формате.

Уведомление от налоговой

В рамках перехода на ККТ нужно узнать о возможностях обновления имеющейся техники и стоимости процедуры. К цене прибавляются расходы на фискальный накопитель. Саму кассу и выбранный накопитель надо проверить на предмет присутствия в реестре. Нужно обеспечить стабильное интернет-соединение и совместимость товароучетной системы с онлайн-кассой. Старую кассу следует снять с учета в ФНС, сняв с нее отчет и написав заявление. Факт снятия с учета должен быть отмечен в карточке владельца ККТ.

Сроки обязательной установки онлайн-касс для самозанятых приближаются, поэтому отказываться от приобретения техники не стоит. Лучше не затягивать эту процедуру до последнего, чтобы не попасть под действие штрафов. Большинство процедур по изучению предлагаемых моделей ККТ и последующей регистрации можно провести дистанционно.

Добавить комментарий